В 2018 году на 4 июня приходится начало Петрова (Петровского) поста. Этот пост начинается обычно через неделю после дня Святой Троицы в понедельник.
Установление Петрова поста относится к первым временам христианства, о чем говорится в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». Но особенно этот пост утвердился, когда были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Константинополе и Риме. 29 июня (по новому стилю — 12 июля) свершилось освящение константинопольского храма, и именно с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
Этот летний пост, который мы часто называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к данному посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве («…в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте…» (2Кор 11. 27)) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой: «…они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян 13. 3). По словам святителя Иоанна Златоуста, «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».
«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет св. Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований. …Нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай: после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста. Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.
Петров пост всегда начинается с понедельника, через неделю после Троицы, поэтому каждый год дата его начала разная. Зато завершается пост всегда 12-го июля, в день памяти апостолов Петра и Павла. Начиная с Петра и Павла, день убывает, в народе по этому поводу говорили: «Пётр и Павел час убавил».
Петровский пост — это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов. Главным врагом, как гласит Евангелие, является не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. Как часто новокрещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам. Пост напоминает о такой опасности. Он не оставляет места легкомысленной восторженности, а настраивает на великий труд.
Голод, отказ от пищи сами по себе не являются для христианина благом. Потребность в пище естественна для человека. Для человека, для его нравственности важна воля. Лишь человек с сильной волей может побороть в себе тернии зла, пренебречь собственными эгоистическими желаниями ради служения Богу и ближнему. Воспитанию воли и служит пост. В посте человек учится подчинять свои телесные потребности духу.
Во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно по три дня — в понедельник, среду и пятницу — воздерживаться от рыбы, вина и масла и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника рыба разрешается.
Использован материал: Сибирская православная газета.