В первый вторник после Пасхальной недели (Светлой Седмицы) Святая Церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, после которого все достойные наследуют Царствие Небесное, особо творит поминовение усопших. Оттого и день этот называется «Радоницей» (от слова «радость»): мы верим, что после окончания земной жизни нет смерти, но есть вечное пребывание с Воскресшим Господом нашим Иисусом Христом в Царстве Божием, об обретении которого нашими усопшими близкими и сродниками должен молиться каждый православный христианин.
Об этом говорят и молитвы о усопших, об этом Православная Церковь молится на каждом богослужении, когда поминает всех, в Бозе почивших, об этом же молятся и все православные христиане на вселенской панихиде, что совершается в день Радоницы после Литургии.
На протяжении всей Светлой Седмицы — ради великого торжества Воскресения Христова — Церковь предписывает не совершать особых заупокойных поминовений: усопших можно поминать лишь на утреннем богослужении при вынимании частиц из просфор, перед совершением Литургии. В этом нет какого-то неуважения к усопшим: просто любое богослужение глубоко символично, а символ православной Пасхи в том, что смерти нет, кто с Богом, все живы. Так святитель Иоанн Златоуст говорит в своем слове: «Смерть — где твое жало? Ад — где твоя победа? Воскрес Христос — и ты низвергся! Воскрес Христос — и пали демоны! Воскрес Христос — и ангелы ликуют!.. Воскрес Христос — и ни одного мертвеца во гробе (ибо отныне смерть — это уже не конец, не уничтожение, но только временное состояние для следующих Закону Божию: переход из земной жизни в Царствие Небесное)!»
Но Православная Церковь не забывает молиться об упокоении душ праведных. Поэтому по окончании Светлой Седмицы и установлен особый день для вселенского поминовения. Радоницу ещё иногда называют Пасхой для усопших. Действительно, после пасхальной недели Церковь определяет особый день, как бы в продолжение Светлой Седмицы, чтобы мы могли разделить Пасхальное Торжество с теми, кто уже покинул этот бренный мир.
Издревле существует обычай посещать в этот день могилы наших родных и близких, куда мы идем после панихиды в храме.
Обычно принято считать, что в Светлую Седмицу посещать могилы усопших греховно. Пожалуй, с этим можно согласиться тогда, когда люди идут на могилу, вместо того чтобы присутствовать на пасхальных богослужениях в храме. Этим они как бы показывают, что не верят в то, что у Бога и с Богом все живы, что смерти нет, что есть Царствие Небесное — вечная жизнь со Христом.
Но когда человек на пасхальной службе вспомнит о своих усопших сродниках, в том нет греха. Ведь все мы вместе: и Господь, и Пресвятая Богородица, и ангелы, и святые, и усопшие, и живущие православные христиане — составляем единую Церковь, Небесную и земную. А если после таких воспоминаний, нахлынувших на человека, он все же зайдет на могилу родных… что ж, ведь и усопшие в Царствии Небесном сорадуются с нами Воскресению Христову…
Но все же лучше подождать до Радоницы. Тогда и по нашей человеческой эмоциональности скорбный день вселенского поминовения будет окрашен для вас великой Пасхальной радостью разрушения ада и смерти.
Юлия Аленишко